В Казани журналистам рассказали о работе пенитенциарных психологов

25.08.2017

2 сентября 2017 года исполняется 25 лет со Дня образования психологической службы уголовно-исполнительной системы. В преддверии круглой даты в УФСИН России по Республике Татарстан прошла пресс-конференция, посвященная особенностям работы психологов в системе исполнения наказаний.

Об истории создания психологического подразделения УИС, методах работы с осужденными, следственно-арестованными гражданами, а также сотрудниками ведомства рассказал начальник психологической службы УФСИН России по Республике Татарстан Роберт Галиев.

Должность тюремного психолога впервые появилась в СССР в 70-е годы прошлого века в воспитательных колониях для несовершеннолетних. В конце 80-х в порядке эксперимента были созданы две психологические лаборатории (по четыре-пять специалистов в каждой) во взрослых исправительных учреждениях. Начиная с 1992 года такие лаборатории стали создаваться на регулярной основе в исправительных учреждениях всех субъектов Российской Федерации.

В УФСИН России по Республике Татарстан сегодня работает 56 психологов. Большая часть из них трудится непосредственно в исправительных колониях и следственных изоляторах. Здесь созданы психологические лаборатории по два-три психолога в каждой. Это соответствует средней нагрузке 300-350 человек на специалиста.

Роберт Галиев отметил, что современная уголовно-исполнительная политика направлена на усиление воспитательных мер воздействия на осужденных, создание гуманной среды отбывания наказания. В этой связи важная роль в деятельности УИС возлагается на психологическую службу.

Главная задача специалистов данной службы - повышение эффективности исправительного воздействия на осужденных, оказание им психологической помощи, рациональное использование человеческого фактора при работе с персоналом, оптимизация отношений между осужденными и личным составом.

Спикер рассказал, что психологическая работа с гражданами, оказавшимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы, начинается с первых дней, когда они попадают в следственный изолятор. Именно первый месяц пребывания в СИЗО является наиболее тяжелым, особенно для тех, кто оказался здесь впервые.

Роберт Галиев отметил, что участие следственно-арестованных граждан в мероприятиях психологического характера рассматривается исключительно как право, а не обязанность и осуществляется только на добровольной основе. При этом методы и технологии психологического воздействия всегда применяются психологом только с согласия подозреваемых и обвиняемых и преследуют исключительно цели профилактики и развития личности.

Руководитель психологической службы УФСИН рассказал, что в республике психологической диагностикой сегодня охвачены 100% граждан, прибывающих в СИЗО и исправительные колонии.

По результатам психодиагностических обследований психологами выявляются лица с повышенной возбудимостью и агрессией, склонные к суициду и совершению самоповреждений, имеющие признаки психических отклонений, имеющие наркотическую, алкогольную зависимости. После постановки на профилактический учет, с данной категорией на время нахождения в следственном изоляторе составляется план психологического сопровождения, который включает в себя проведение индивидуальных форм работы по направлениям психологической коррекции и консультации.

Второе направление работы психологической службы – проведение индивидуальных и групповых форм работы, которые направлены на адаптацию к условиям изоляции.

Необходимость в психологической диагностике осужденного возникает во многих случаях, в обязательном порядке она проводится по прибытии осужденного в исправительное учреждение и размещении его в карантине (изолированном от других отделений участке). Изучение личности осужденных в карантине исправительного учреждения - одна из важнейших функций психолога-практика. По результатам этой работы составляется научно обоснованный прогноз поведения человека в местах лишения свободы. Психолога интересуют, прежде всего, ценностные установки осужденного, мотивы и обстоятельства совершенного преступления, отношение к содеянному, жертве, наказанию, социальный статус и социальное окружение, контактность, эмоциональность, способность приспособиться к новой обстановке, волевые качества, уровень психического развития и интеллекта, психическое состояние осужденного, его планы и намерения, отклонения от нормы.

На каждого обследованного в карантине составляется краткая психологическая характеристика и рекомендации по организации процесса исполнения наказания. Эти характеристики учитываются при распределении осужденных по отрядам.

В процессе отбывания наказания осужденному предлагается пройти программу психологической коррекции личности в зависимости от полученных результатов психологической диагностики.

Психологов также привлекают для проведения диагностики осужденного, когда решается вопрос об изменении условий его содержания (условно-досрочном освобождении, переводе в колонию-поселение).

За 6 месяцев до окончания срока отбывания наказания осужденный проходит «школу освобождения». В рамках действия данной школы психологами проводятся занятия, направленные на адаптацию после освобождения. В основном это групповые формы работы в виде лекций, бесед, просмотров профилактических видеофильмов.

Роберт Галиев также обратил внимание представителей СМИ на проблему ресоциализации бывших осужденных. К сожалению, почти половина освободившихся вновь возвращается в места лишения свободы. Основная причина этому, по мнению специалиста, неприятие обществом человека с судимостью. В качестве положительного примера Роберт Галиев привел опыт Центра социальной реабилитации и адаптации бывших осужденных (АНО ЦРА), где людям помогают трудоустроиться, обеспечивают на первое время жильем и всем необходимым, помогают встать на ноги и начать законопослушную жизнь. Среди бывших осужденных, оказавшихся в этом центре, процент рецидива составляет не более 5 %.

Рассказывая о работе психологов с сотрудниками УИС, Роберт Галиев отметил, что это не менее важное направление психологической службы, и затронул темы профессионально-психологического отбора кандидатов на службу, оказания помощи новым сотрудникам в период адаптации, и психологической помощи персоналу, повышения его психологической грамотности и другие.

Пресс-служба УФСИН России по Республике Татарстан


Дата последнего обновления: 25.08.2017 17:14

архив новостей

« Октябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
2018 2017 2016  
Что делать, если в отношении осужденного предпринимаются мошеннические действия?
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо

Телефон доверия

важная информация

ТЕЛЕФОН ДЕЖУРНОЙ ЧАСТИ

Экскурсия по музею